Форум » Консультация педагогов и психолога » Слушать, чтобы говорить » Ответить

Слушать, чтобы говорить

Meliana: Плохо говорит...", "Не произносит шипящие звуки...", "Во рту будто каша", "Пропускает звуки, слоги", "Заменяет многие звуки речи другими" - типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало общего. Однако причина у них одна, и носит она фонематический характер. Уже к трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки - назовем ее "речевой слух" - не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: ее нужно целенаправленно развивать. Из чего же складывается развитый речевой слух? Вот его компоненты. Звуковысотный слух - это умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос. Слуховым вниманием называют способность определять на слух то или иное звучание и его направление. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком. Восприятие темпа и ритма речи - это способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенности его звукового строения, зависящие от количества слогов и места ударного слога. Ребенок может воспроизвести слоговую структуру слова, еще не умея правильно оформить его фонетически: например вместо слова "кирпичи" произносит "титити". Ритмический рисунок слова здесь сохранен. Развитый речевой слух позволяет: правильно произносить звуки; четко произносить слова; владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь); овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка; успешно освоить письмо и чтение. Предлагаю вашему вниманию пошаговую программу развития речевого слуха у ребенка. Эта "логопедическая лесенка" широко используется логопедами и педагогами, однако приведенные упражнения несложно выполнять и в домашней обстановке. Сначала определите уровень развития речевого слуха у вашего ребенка. Для этого начните с трудных упражнений, двигаясь к более легким. Когда начальный уровень фонематического восприятия будет установлен, заниматься начинайте от простых упражнений к сложным. Календарь развития фонематического слуха младенца 1 неделя - реагирует на звук испугом или переменой в поведении. 2 неделя - прислушивается к звучанию погремушки, следит за перемещением в каком-либо направлении, если звуковой сигнал и сама игрушка возникают одновременно. 3 неделя - слуховое сосредоточение; затихает при резком звуке. 4 неделя - прислушивается к звуку колокольчика, висящему надо ним, затормаживая свои движения. 1 месяц 1 неделя - прислушивается к звукам, голосу взрослого, реагирует на голос испугом или переменой в поведении. 2 месяца 1 неделя - начинает прислушиваться ко все более тихим звукам: достаточно негромко поговорить с малышом, и он успокаивается; распознает звуки, ищет источник звука взглядом, поворотом головы, кратковременно замирает в ответ на звук колокольчика, погремушки, шуршание бумаги. 2 месяца 2 недели - живая реакция на угрожающие звуки. 2 месяца 3 недели - довольно уверенно отыскивает источник звука, прислушивается с большим вниманием к мелодичным звукам музыкального инструмента, человеческого голоса, радуется им. 2 месяца 4 недели - ответные действия на звук: сосредоточение внимания, улыбка, движения рук, ног, голосовые реакции, поворачивает голову и находит взглядом источник звука. 3 месяца - слушает музыку (предпочитает классическую). 4 месяца - начинает непроизвольно подражать услышанным звукам, возникновение певческих интонаций. 5 месяцев - поворачивает голову к говорящему (в сторону источника звука), находясь в различных положениях: на спине, животе, на руках у взрослого; узнает голоса близких людей; прислушивается не только к звукам внешнего мира, но и к звукам, которые издает сам. 6 месяцев - различает свое и чужое имя. 7 месяцев - оценка и понимание осмысленных звуков. 9 месяцев - нравится слушать музыку, появляются любимые и нелюбимые мелодии. 12 месяцев - понимание часто употребляемых слов. Шаг первый: Узнаем неречевые звуки Умение определять на слух то или иное звучание и направление звука развивается очень рано - буквально с первых дней жизни. Как это происходит, мы примерно отразили в календаре на с. ... Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи. Можно предложить ребенку послушать звуки за окном: что шумит? (деревья) что гудит? (машина) кто кричит? (мальчик) и т.д. Помогите малышу определить источник звука. Игра "Громкие подсказки". Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т.д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие. Поменяйтесь ролями, чтобы и малыш попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и мощности звучания. Игра "Где позвонили?" учит определять направление звука. Игра "Узнай, что звенит (гремит)?". На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их. Можно узнавать по звукам и предметы обихода: шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т.д. Шаг второй: Различаем звуки, слова и фразы по тембру, силе и высоте голоса Игра "Узнай, кто позвал". Эту игру хорошо проводить, когда вся семья дома. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из родных или гостей называет его имя. Малыш узнает человека по голосу и подходит к нему. Игра "Близко - далеко". Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом). Сказка "Три медведя". Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте. Игра "Узнай по голосу". Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка). Шаг третий: Различаем близкие по звучанию слова Игра "Правильно-неправильно". Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т.д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные. Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию: рак, лак, мак, бак сок, сук дом, ком, лом, сом коза, коса лужи, лыжи мишка, мышка, миска и т.д. Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке. Игра "Доскажи словечко". Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме: На ветке не птичка - Зверек-невеличка, Мех теплый, как грелка. Зовут его... (белка). Ты не бойся - это гусь, Я сама его... (боюсь). Грязнулю всегда Выручает... (вода). В дом войти боится вол: - Подо мной прогнется... (пол). Свистнул чижик: - Фью, фью, фью! Я с утра росинки... (пью!) Шаг четвертый: Различаем слоги К четвертой ступени ребенок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги. Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки. Например, вы произносите ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка). Игра "Одинаковые или разные". Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача малыша угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые малыш уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор. Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог. Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба). За-зу-за - уходи домой, ко... (за). Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти). Де-де-те - сядем в темно... (те). Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю). Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе). Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие. Шаг пятый: Различаем фонемы На этом этапе ребенок учится различать фонемы (звуки родного языка). Начинать надо обязательно с различения гласных звуков. Игра "Угадай-ка". У малыша картинки с изображением волка, младенца, птички. Взрослый объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Младенец плачет: а-а-а", "Птичка поет: и-и-и". Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку. Аналогично учимся различать согласные звуки. Игра "Звук заблудился". Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное: Мама с бочками (дочками) пошла По дороге вдоль села. Сели в ложку (лодку) и - айда! По реке туда-сюда. Мишка плачет и ревет: Просит пчел, чтоб дали лед (мед). Доски на гору везем, Будем строить новый ком (дом). Ответить (с цитатой) Шаг шестой: Слушаем и анализируем На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха мы учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь "отхлопывать", "отстукивать" ритмический рисунок дву- и трехсложных слов. Игра "Сколько звуков?". На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал. Игра "Буквы, по порядку становитесь". Перед малышом лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем - по три звука: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке. Затем приступаем к анализу согласных звуков. Начинаем мы с того, что учим выделять последний согласный звук в слове, оканчивающемся обязательно на т или к. В качестве тренировки предлагаем упражнение с картинками или предметами "Последний звук": малыш должен ясно произнести название предмета или того, что изображено на картинке, делая акцент на последнем звуке. Можно разложить картинки в два столбика, в первый - картинки, названия которых оканчиваются на звук т, а в другой - на звук к. Показываем ребенку картинку и произносим ее название, опустив последний звук (ко..., пау..., ма...). Малыш называет слово, а затем произносит звук, который был пропущен. Упражнение "Отыщи слово, отыщи звук": ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен. Если с этим заданием он справился легко, можно спросить, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова. Землю роет старый к...от (крот), Под землею он живет. Нам темно. Мы просим папу Нам включить поярче ла...пу (лампу). На арену вышли ...игры (тигры), Мы от страха все притихли. Наша шестиэтапная система развития речевого слуха у ребенка - своеобразный фундамент для хорошей дикции. Стройте этот фундамент вместе со своим малышом, учитесь слушать и слышать - тогда и говорить станет легко и приятно!

Ответов - 15

Ashka: Meliana, как обычно, огромное Вам спасибо за предоставленный материал. Но вот даже самые элементарные игры у меня малыш еще не понимает. А ему уже полтора годика. По меньшей мере, уже должен бы сообразить в игре "Громкие подсказки", но пока только смотрит на предмет, издающий звук, а то, что я показательно спрятала игрушку, даже не берет во внимание. И из всех звуков, которые слышит, прокомметировать может только звук подъезжающей машины - у нас есть четкое обозначение автомобиля ("бррр")...

Vedma: Ashka А "р" что чёткая и взрослая??? У меня Соня р говорит но нёбом и из за этого она картавая, что деллать?

Ashka: Vedma, у нас рррр абсолютно нормальная для немецкой среды, то есть в нужной степени кортавая. И переучивать ребенка на нашу русскую жесткую букву ррр я не буду, т.к. меня немцы задолбали с ней, не хочу, чтобы и моего ребенка после гноили с ней же. Поэтому эта буква у нас будет вечной проблемой российских логопедов)))


Meliana: Исправлять придется, однозначно. Нужно будет Вам сходить к логопеду и помотреть уздечку под языком, возможно она коротковата. Только не соглашайтесь ее сразу подрезать, можно попытаться растянуть специальными упражнениями.

Meliana: То, что малыш не понимает самых элементарных игр - это плохо. А как он выполняет просьбы. например:"Принеси мне ..." Выполнит?

Ashka: Meliana, ну, принеси - и называешь вещь, он выполняет охотно. Так же, когда надо что-то сделать без его участия (например, вешаю шторки со стремянки, он пытается лезть на нее - явно, что упадет, а шторки повесить надо), я говорю: "Сына, а ну-ка глянь, что у нас там на кухне?" (даже если там ничего нет)... Он убегает, пока туда-сюда ходил, я успела шторки повесить. Слова понимает, даже если в разговоре мелькнуло. Например, я звоню маме и говорю, что пойду гулять с Анди, чтобы она не звонила, раз меня не будет дома. Анди к тому времени уже тащит башмаки и радостно сообщает на своем языке, что мы едем кататься...

Meliana: Показывайте ему картинки домашних животных, озвучивайте их. Через некоторое время он будет делать это самостоятельно. Читайте стихи А.Барто, я правда, не знаю на каком языке Вы с ним общаетесь, но если на русском, Барто лучше всего подходит. Он в скором времени начнет повторять последние слова в четверостишьях.

Ashka: Meliana, Агния Барто и мой любимый детский автор - ее книжек у нас хватает. Мы с удовольствием слушаем стихи, но пока не стремимся их повторять. Пока у нас только идут странички, на которых изображены машинки, к счастью, почти на каждой странице есть интересующие нас предметы! Я пытаюсь делать с ним "гимнастику язычка" (он начал повторять за мной и мужем, когда мы высовываем язычок, когда обратно затаскиваем, когда водим из стороны в сторону). Но пока наш архивный форум не открывается, я не могу добраться до Ваших стишков, которыми можно сопровождать эту гимнастику. Еще раз спасибо Вам, что Вы у нас есть!

Meliana: АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Если ребёнок выговаривает все звуки, то эти упражнения можно не брать или использовать их для улучшения дикции. Если ребёнок не выговаривает звуки, то данный комплекс используем как игровую форму артикуляционной гимнастики. Он включает в себя упражнения для всех групп традиционно нарушенных звуков. Сказка «У бабушки с дедушкой» ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки), С ними ХУДЫЕ — ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки). БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы), ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд). УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка). ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами) ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком). С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами). ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОIДЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух), И САМОВАРОМ ПЫХТИМ. ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим вы пусканием воздуха через губы). БЛЮДЦА ПОСТАВИМ — ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе). ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык). БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЕМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы), БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад). ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой), НА НОС ПОДУЛ И — МЫ ЧАИ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх). ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад). ВКУСНЫИ БЫЛ ЗАВТРАК — МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу). БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОИ БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад). БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ: НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд). БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад) И НА ЗИГЗАГ ЕЕ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо). ПЕТЛИ ИГОЛ КОИ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами), ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот). ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы), ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ. ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу), ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык — под нижнюю губу). ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком), ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе). ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной СВЯЗКИ), ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем ЯЗЫК К нёбу и открываем рот). ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА, ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий ЯЗЫК ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом). Повторение ритмов Если ребёнок с трудом проговаривает длинные слова — пропускает, не договаривает слоги, переставляет звуки и т. п., — стоит поупражнять его в повторении ритмов. ДЯТЕЛ ДЕРЕВО ДОЛБИТ — ЭХО ТОЧНО ПОВТОРИТ. Взрослый отстукивает ритмы, а ребёнок повторяет (отхлопывает).

Meliana: Занятия для самых маленьких. С добрым утром! – С добрым утром, глазки! (поглаживают веки глаз) – Вы проснулись? (смотрим в бинокль) – С добрым утром, ручки! (поглаживаем) – Вы проснулись? (хлопаем) – С добрым утром, ножки! – Вы проснулись? (топают) – С добрым утром, солнце! (раскрывают руки навстречу солнцу). Комплекс упражнений гимнастики «Самолеты»: 1) «Заводим моторы» И.п.: Стоя, руки внизу. В.: вращательные движения рук перед грудью. Сказать «р-р-р», вернуться и.п. (повторить 5 раз). 2) «Накачаем колеса» И.п.: Ноги на ширине плеч, руки внизу. В.: наклониться вперед – сказать «ш-ш-ш», вернуться и.п. (повторить 4 раза). 3) «Проверим, хорошо ли накачали колеса» И.п.: Стоя, ноги вместе, руки внизу. В.: присесть, постучать кулачками по коленям, сказать «тук-тук», вернуться и.п. (повторить 5 раз). 4) «Проверим крылья» И.п.: Руки в стороны, ноги слегка расставить. В.: наклоны вправо, влево (по 2 раза на каждую сторону). 5) «Заведем моторы» И.п.: Стоя, руки внизу. В.: Руки к груди, вращательные движения рук (повторить 5 раз). 6) «Полетели самолеты» И.п.: Руки в стороны. Бег на носочках. Разминка «Проснулись» 1. Потянулись. 2. Зажмурились (разбудили глазки). 3. Улыбнулись. 4. Разбудили щечки (надули и пальчиками нажали «хлоп»). 5. Потерли глазки (кулачками). 6. Потерли ушки. 7. Разбудили бочок, другой (наклонились). 8. Разбудили животик. 9. Разбудили голову (наклоны вправо, влево) 10. Проверили хвостик (как лиса) 11. Уточки идут. 12. Собачки бегут. Про зверей 1.В Африке жирафы делают вот так! 2.Цветные попугайчики крылышками «бяк-бяк-бяк». 3.А удавы в узелок «хлоп-хлоп-хлоп». 4.А слонята топают «топ-топ-топ». И ушами хлопают «хлоп-хлоп-хлоп». 5.Обезьянки прыгают «прыг-прыг-прыг» И ногами дрыгают «дрыг-дрыг-дрыг». 6.А теперь мы как мартышки дружно прыгаем вприпрыжку. На зарядку становись! 1. «Ловим бабочку» – «Рядом бабочка порхает, мы ее сейчас поймаем». И.п.: Стоя, ноги вместе. В.: Поочередное поднимание рук с подрыгиванием (6 раз). 2. «Поточим коготки» И.п.: Стоя, руки внизу. В.: Присесть, поцарапать по полу, сказать: «Цап-царап», вернуться в и.п. (4 раза). 3. «Увидели собаку, выгибаем спинку» И.п.: Стоя на корточках, руками опереться об пол. В.: Наклониться вперед, спину поднять вверх, голова прямо, сказать «ш-ш-ш», вернуться в и.п. (6 раз). 4. «Увидели птичку, пытаемся поймать» И.п. Сидя на пятках, руки на коленях. В.: Встать на колени, руки поднять вверх, хлопнуть (4 раза).

Meliana: Зарядка для язычка. (тренировка артикуляционного аппарата. Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем гiьитается повторить. Погулять язык собрался: (открыть рот) Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам) Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать) На прохожих оглянулся, провести языкам по губам «облизнуться») Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону) Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх) Раз - и в ротике исчез. (спрятать язык во рту) СНЕЖИНКИ» (материал: несколько кусочков ваты иги маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток) Взрослый показывает, как сдуть «снежинкю> с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза. «БАБОЧКА, ЛЕТИ!» (материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка) Задача ребенка — дуть на бабочек, чтобы они «летели». дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова. ИГРЫ ДЛЯ ЯЗЫЧКА (тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет) Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом. На лугу паслась корова — «Му-у-у, му-у-у». Полосатый шмель летел — «З-з-з, з-з-з». Летний ветерок подул — «Ф-ф-ф, ф-ф-ф». Колокольчик зазвенел — «Динь, динь, динь». Стрекотал в траве кузнечик — «Тр-р-р, тц-с-с». Еж колючий пробегал — «Пх-пх-пх». Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль». И сердитый жук жужжал — «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».

Vedma: Meliana Простите про уздечку и исправление буквы Р это нам было?

Meliana: Vedma Если у Вашего ребенка горловое Р, то по всей видимости Вам.

Vedma: Meliana ммм да значит нам всё же стоит обратьтся к логопеду тут у нас в городе. Все говорят 3 года это рано и что до 5 лет "Р" может не быть, а я беспокоюсь...

Meliana: В три года исправлять и вмешиваться в речевой аппарат никто не будет, а вот проконсультироваться нужно обязательно. Специалист посоветует какие упражнения делать, чтобы растянуть уздечку.



полная версия страницы