Форум » Консультация педагогов и психолога » Музыкальное развитие ребёнка » Ответить

Музыкальное развитие ребёнка

Vedma: Итак, представлю вашему вниманию статью где коротко попыталась обобщить свой опыт в развитии музыкальных способностей у ребёнка. Музыка для малышей начинается в перинатальном периоде. Все мы слушаем музыку, реагируем на неё по-разному, но мало кто знает, что эмоциональное восприятие музыки начинается ещё в перинатальном периоде развития плода. Существует методика эмоционального развития плода, которая имеет своё продолжение после рождения ребенка. Я сама частично использовала эту методику . Она называется СОНАТАЛ (автор Михаил Лазарев) В некоторых городах существуют центры, в которых мамы в группах, рисуют, слушают музыку, поют, плюс к этому у них существует совершенно свой режим дня и режим песен. Например, подъём, мама открывает глаза, приветствует своего малыша песенкой "Ночь прошла-прошла..." Далее мама принимает душ, умывается, ребёнок слышит шум воды и мама поёт песенку умывальную. Так же существуют песенки кормительные, колыбельные, игровые и развивающие. В приложении к методике я покупала мини курс, в который входят две аудиокассеты с песенками и описание методики. Ознакомиться с методикой ближе можно здесь http://igrushky.al.ru/index.php?id=sonatal Да, забыла сказать, что неотъемлемой частью развития плода является слушание классической музыки. Но так как классическая музыка это сложная система гармонии и чувств, то не каждый человек может и любит слушать её, а беременным женщинам, как известно, негативные эмоции не нужны. Поэтому есть очень хороший способ слушания музыки ребёнком, это наушники на животике у будущей мамы. Музыку нужно выбирать радостную, светлую. Нельзя сказать каких композиторов конкретно, так как вопреки сложившемуся мнению и у Бетховена есть светлая, счастливая музыка. Лично мой ребёнок слушал музыку импрессионистов Дебюсси, Равель, венских классиков, романтиков. Всё зависит от вкуса мамочки. Ну и конечно экспрессионизм, урбанизм, дадаизм и прочие эксперименты двадцатого столетия слушать ребёночку не стоит даже для общего развития, отложим это на более позднее время, хотя бы до рождения. Итак, всё это влияет на эмоциональную и творческую сферу развития ребёнка. В чём проявляется результат от использования методики перинатального развития? В том, что ребёнок начинает раньше улыбаться, реагировать на музыку, стихи, "знакомые" ему песенки. Я этот результат получила. К сожалению, с продолжением методики Лазарева я не знакома, но так как сама являюсь педагогом-музыкантом, то имею представление о развитии музыкальных способностей ребёнка. В общем на раннем этапе всё просто. Что мы делаем с ребёночком, когда он родился? Мы начинаем с ним играть. И опять-таки я хочу воспротивиться мнению некоторых молодых родителей, которые считают что погремушка – это предел мечтания ребёнка до трёх месяцев. Уже в роддоме мы начинаем играть с ребёнком. Для чего? Для того чтобы установить взаимодействие между ребёнком и взрослым, для того, чтобы развивать зрительное, восприятие, предпосылки понимания речи и, главным образом, интересующее нас слуховое восприятие. Я перечислила далеко не всё что можно развить такими простыми играми, как вовремя купания, перед сном, во время кормления и др. Мы разглядываем семейные фотографии, ищем малыша «Где малыш? Вот он», катаем его на мяче и многое другое. Существует множество книг по развитию детей, для самых «ленивых» родителей многое по этой теме есть в Интернете, но, к сожалению далеко не всё Итак, вернёмся к развитию музыкальному. Целенаправленное слушание классической музыки я, опираясь на собственный опыт, советую начинать с короткого отрезка времени. 30-40 секунд. Но фрагмент, звучащий в этот момент должен быть эмоционально наполнен не только музыкой, но и личным отношением взрослого. Очень хороши для слушания маленькими детками «Карнавал животных» Сен Санса, «Времена года» Чайковского и Вивальди и вообще произведения, имеющие зрительные образы, которые во время слушания вы можете показывать ребёнку. То есть, если звучит «Лебедь», то мы показываем картинку с лебедем, комментируем, как он плавно сгибает шею, какой он белый, красивый. Если есть видеофрагмент с лебедем то можно озвучить его, со временем к эмоциональному восприятию добавится интеллектуальное. На счёт видеофрагментов, меня лично выручает в этом случае Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, ну и ещё о пользе компьютера чуть позже. Думаю, понятно, что аналогичным образом мы работаем с иллюстрациями времён года, природными явлениями и другими животными. Итак, чего мы добиваемся, развивая восприятие музыки у маленькой ляльки? В последствии формирования музыкального вкуса, любви и уважения к классической музыке. Помимо слушания музыки, хочется сказать о ритмическом восприятии музыки. Существуют разные жанры музыки, их много, но основные каждый из нас помнит из школы «Три кита», три жанра - песня, танец и марш. Так вот, в этом случае во время слушания можно танцевать с ребёночком, аккуратно, придерживая головку, но раскрывая в своих движениях, а позже и в движениях ребёнка, характер музыки. Для этих целей мы можем использовать не только классическую музыку, но и детские песенки из мультфильмов, кинофильмов и просто полюбившиеся нам с детства мелодии. Ребёнок должен знать все стороны музыки. Далее хочется сказать о живой музыке. Это касается родителей умеющих играть на каком-либо музыкальном инструменте. Очень полезно малышу слышать звуки разных музыкальных инструментов. Я, например, играла дочке на блок-флейте, на губной гармонике, на гитаре, пианино, варгане. Пусть ваш ребёнок трогает эти инструменты, учите обращаться с ними бережно, пробует дуть в них, нажимать клавиши, барабанить, стучать в бубен и прочее. Позднее, когда малыш начнёт подползать к пианино, он быстро поймёт, что в высоком регистре «скачет зайка», а в низком «медведь». Не надо расстраиваться родителям, не владеющим музыкальной грамотой. В данный момент на игрушечном рынке очень много детских музыкальных инструментов. Различные мини-синтезаторы, дудочки, барабаны, бубны, гитары, металлофоны. Если всё это будет под боком у вашего малыша, то это будет ни чуть не хуже настоящих музыкальных инструментов. Уже в год мы с дочкой начали знакомство с голосами музыкальных инструментов, которыми мама не владеет, с помощью мультимедийной презентации ppt, которую я сделала для этого. Вот тут её можно скачать http://igrushky.al.ru/index.php?id=prez. Пометочка для тех, кто не знаком с этой программой, для того чтобы в презентации появился звук нажмите Показ слайдов или F5. В презентации 44 музыкальных инструмента с иллюстрациями и звуком каждого. Есть инструменты знакомые, а есть менее известные, которые обычно интересны даже взрослым. Очень рекомендую. В завершении хочется отметить, что всё это работает, конечно, не стоит ожидать от трёхмесячного ребёнка точного воспроизведения мелодии, но и не стоит этого ждать от ребёнка 2 года. Это очень рано. Например сейчас моя дочь точно интонирует от до до фа первой октавы, но нужно заниматься дальше, чтобы диапазон увеличивался. Итак, дорогие родители, помните, что любое обучение не должно быть в тягость, возможно, ваш ребёнок не станет музыкантом, но он станет ценителем искусства, разборчивым слушателем.

Ответов - 5

Вивьен: Очень подробно и интересно изложена суть методики. Я со своим сыном не занималась столь углублённо. Во время своей беременности классику не слушала в таком количестве, потому что был период когда тошнило и от еды, и от музыки, и хотелось тишины и покоя. Но зато пела ему очень много песен когда он родился. Начиная с 1 ночи в роддоме. И сейчас тоже постоянно пою и пою. Постепенно ввожу в песню под слова движения. Благо работаю в детсаду, где этого материала очень много как раз для его возраста 2х лет. Например: "хлоп! Раз! Ещё раз! Мы похлопаем сейчас. /хлопает в ладоши. Каждую фразу по 2 раза. А теперь скорей-скорей шлёпай-шлёпай веселей" /шлёпает ладошками по коленкам И всё в таком же духе. Сейчас мы развиваем логичное звукоподражание именно в песне. Vedma видимо обладает нескончаемой любовью к музыке, а главное терпением. Я с самого начала не планировала развивать ребёнка в музыкальном плане. Только на уровне фольклора. Пусть мой сын выберет сам то, что ему ближе. Лучше, чтобы он выбрал бальные танцы и плавание.

Vedma: Вивьен Ох и тяжко нам давалась вся эта учёба в музыкальной школе, что родители иногда говорят что лучше бы он выбрал бальные танцы или плавание :) Это тоже хорошо, но уточню, я не хочу и не развиваю в ребёнке только музыкальные способности и даже не мечтаю чтобы она стала музыкантом, но думаю Вивьен ты согласишься что нам с тобой музыка дала очень много. А где музыка там и танцы, там и художественная культура синкретизм одним словом :)

Vedma: Вивьен А если не секрет в каком детском саду ты работаешь?


Вивьен: Дина, написала в этом разделе свою рабочую статью о развитии воображения детей через слушание музыки. Только затронула конкретно возраст 5-6-7 лет.

Vedma: Вивьен Прости, не поняла. Сложно сказать что это статья, скорее личный опыт, проверен на дочке. И он для деток перинатального периода и далее скорее в пределах лет до 4х лет



полная версия страницы